0

В данной статье цикла, мы кратко рассмотрим фигуру довольно известного представителя крупной феодальной аристократии Персии, ее правителя, шаха Аббаса 1.

Аббас родился 27 января 1571 года. Когда его старший брат, наследный принц, был убит, Аббас был спасен и доставлен в Хорасан, северо-восточную провинцию Персии. Несколько лет спустя, в 1588 году, он взошел на престол.

Поначалу его положение было весьма шатким. Персию раздирали распри местных феодальных классов, главными представителями которых были вожди семи тюркских шиитских племен, которые ранее помогли Сефевидам стать правящей династией.

Жажда прибрать к себе новые плодородные и богатые земли, через которые они бы могли, трудом крестьян и невольников добывать себе больше богатства и вместе с этим власти, толкала их на ведение междоусобных войн.

Помимо внутренних трудностей, Шах Аббас столкнулся с надвигающейся угрозой нашествия феодалов Османской империи на Западе и постоянной угрозой восстания порабощенных узбекских племен на северо-востоке.

Ранние военные завоевания.

В ранние годы своего правления, дабы обеспечить и свою власть, и власть той части персидских помещиков, что помогла ему стать шахом, Аббас заключил мир с османскими феодалами и сосредоточил все внимание на борьбе с узбекскими племенами и на умиротворении феодалов внутри Персии.

Почти за 14 лет постоянной войны он изгнал узбеков за Окс.

Он также воспользовался слабостью русских феодалов, и вместе с ними и самого Русского царства, после смерти Ивана Грозного в 1584 году, и закрепил за Персией провинции по берегам Каспийского моря, правители которых надеялись на покровительство России.

После, Аббас направил свои армии на юг и подчинил провинции на северном берегу Персидского залива.

Все эти успехи сошли бы на нет, если бы Аббасу не удалось умилостивить персидских землевладельцев, предоставив многим из них в пользование новые плодородные земли, и создать сильный централизованный аппарат.

Однако, не все представители феодальных классов Персии встали на сторону шаха.

Поэтому Аббас решил заручиться поддержкой свободной части персидского населения (в большинстве своем  жителей городов). Для этого он перенес столицу из Казвина в Исфахан, который был не только более центральным, но и был населен, по большей части, персами. Он стал покровителем персидского искусства. Также, им стали назначаться на высшие посты в государстве лишь персы.

Это позволил укрепить трон, увеличить лояльность со стороны довольно многих феодалов, а в дальнейшем — подготовить силы для войны с Османской империей.

Война с Османской империей.

Пока шах Аббас укреплял власть в Персии, в соседней Османской империи начался период упадка. Экономическая слабость, ряд военных поражений от европейских государств, превратили империю в весьма легкую добычу для Персии.

Шах Аббас начал свои кампании против османов в 1602 году.

Она продлилась 12 лет.

В мирном договоре 1614 года османские феодалы согласились отступить к границам, существовавшим до 1500 года.

Таким образом Аббас расширил территорию Персии до ее доисламских пределов. Отчасти из соображений безопасности, отчасти по коммерческим и политическим соображениям он переселил тысячи армянских семей из их родных земель в Армении во внутренние районы Персии.

Отношения с Европой.

Первые шахи династии Сефевидыов были фанатичными мусульманами-шиитами и не желали иметь никаких дел с неверными христианами. Это было связано с тем, что внутри Персии особо не было феодалов-христиан, не нужно было поддерживать какие бы то ни было приличия с купечеством не мусульманских стран,  или вообще как-то дружески вести себя с немусульманскими государствами.

Однако, к 17 веку все изменилось.

В период правления Аббаса, когда персидское купечество и помещики стали активно вести торговые и дипломатические отношения с христианскими странами, стали происходить определенные тенденции к веротерпимости.

При Аббасе, в Исфахан прибывали длинные вереницы послов, купцов, искателей приключений и католических миссионеров. Шах Аббас приветствовал их всех и использовал для укрепления имевшихся связей, или для налаживания новых. Он щедро развлекал европейских послов, а иногда и сам выезжал из города, чтобы поприветствовать их.

Его религиозная терпимость была почти образцовой. По официальным поводам, особенно когда принимался иностранный посол, он приглашал религиозных лидеров христиан, иудеев и зороастрийцев.

Для упрочения связей с армянскими землевладельцами, он построил церкви для армянской общины в Новой Джолфе.

Кроме того, он разрешил христианским монахам из Европы, прибывшим в Персию с миссионерскими целями, строить свои центры в мусульманской части Исфахана.


Like it? Share with your friends!

0

Leave a Reply