Призывы относиться к коллекторам с меньшим опасением, чем к судебным приставам, размещены в многочисленных публикациях, и все потому, что их права ограничены законом четырехлетней давности. Он был принят Правительством, когда ситуация стала просто вопиющей.
Рассуждения на тему: угрозы коллекторов: реальны ли они, что делать, нужно воспринимать с определенной долей предосторожности, поскольку в суровой реальности есть и черные формирования, работающие без лицензии от государства.
Прелюдия к теме
Даже Тинькофф Банк, который известен тем, что перманентно прибегает к услугам коллекторов, разместил публикацию, в которой в подробностях рассказывает, что нынешние коллекторы – уже совсем не те бандиты, о которых еще недавно писали СМИ и взволнованно повествовали соцсети. Сейчас у коллекторских агентств в разы меньше полномочий, чем у судебных приставов (эксперты уверены, что всего 10% от полномочий ФССП).
У них нет возможности:
- изымать на законных основаниях имущество должника или накладывать на него арест;
- запрашивать необходимую информацию в официальных инстанциях и государственных органах;
- ограничивать права гражданина (например, не разрешать ему вождение ТС или выезжать за границу;
- нет даже мелкого административного штрафа, который накладывается, если законные требования и ограничения не выполнены.
Коллектор имеет право только на психологические методы, призванные убедить незадачливого заемщика озаботиться необходимостью рассчитаться с обременением. У него в распоряжении есть три способа это сделать – встречаться с должником, отправлять ему сообщения (электронные или пригодные для сдачи в макулатуру). Зато есть куча запретов, которые власти были вынуждены законодательно зафиксировать в ФЗ № 230.
Чем не должен заниматься коллектор: поводы к жалобам
Сотрудник агентства, имеющего государственную лицензию на подобною деятельность (с момента выхода в свет закона только такие считаются правомочными и могут заниматься коллекторством), не может и не должен заниматься:
- применением физического воздействия, насильственных действий;
- повреждением или порчей материального имущества;
- психологическим давлением – например, расклейкой объявлений и листовок, оставлением надписей на двери или в парадной;
- озвучиванием оскорблений или утверждений, которые унижают человеческое достоинство;
- использованием скрытых номеров для совершения звонков и отсылки СМС.
Для того, чтобы заниматься своей непростой работой и получать от нее результат, коллектор должен работать в лицензированном агентстве, внесенном в реестр, ведение которого находится в компетенции ФССП. У агентства этот род деятельности должен быть основным, никто не позволит заниматься выбиванием долгов меду какими-то другими родами.
В России немного коллекторских агентств – чуть более трех сотен, из первоначального количества за противоправную деятельность 32 было закрыто и по недавним статистическим данным, есть только одно коллекторское агентство на каждые полмиллиона населения.
Насколько все плохо?
В случае, когда действия коллектора законны, должник не может предъявлять к нему претензии, писать жалобы. Для работника агентства, как и для банка, нет особенной разницы, насколько незначительна сумма долга, поскольку треть из колоссальных задолженностей составляют мелочи, заплатить которые можно без затруднений. Если использованы три способа информации – личный визит, электронные и бумажные сообщения, и в количестве, разрешенном законодательством, проще уплатить задолженность, чем искать повод вступить в конфликт или накатать кляузу.
Поводы к недовольству у гражданина появляются только в трех случаях:
- внеурочные посещения, избыточные и не своевременные звонки и СМС, много бумажных сообщений;
- звонки третьим лицам, которые не имеют непосредственного отношения к кредиту и настойчиво попросили этого не делать;
- коллектор разговаривает неподобающим тоном, угрожает или располагает сведениями, которых не было в базе данных банка.
Жаловаться на коллектора можно и тогда, когда он разглашает посторонним конфиденциальные данные – например, говорит соседям, сколько человек должен. На все эти нарушения можно жаловаться в правоохранительные органы (прокуратуру и полицию), Центробанк России, на его горячую линию, в Роспотребнадзор и Федеральную службу судебных приставов, в Национальную ассоциацию коллекторских агентств. Для этого достаточно попросить сотрудника агентства представиться, указать его название и поискать информацию в Сети.
Обычно этим начинают заниматься только когда ситуация приобрела угрожающий характер, коллекторы запугивают, применяют физическое насилие, оскорбляют или унижают человека. Ни одно из агентств, занятых в законном бизнесе и получивших лицензию, не будет разрешать своим сотрудникам вести себя незаконным образом, поскольку за это лишают лицензии и 10% существовавших ощутили это в полной мере, лишившись разрешения на неплохую работу. Представители черного агентства редко скованы условностями – у них нет разрешения на коллекторство, но и отобрать его никто не сможет.
Будьте осторожнее!
Всегда наводите справки сразу после появления на горизонте людей, представившихся коллекторами – кроме поиска сведений в Сети не мешает посмотреть документы или удостоверения, узнать название службы, с которой имеете дело. Чтобы не допустить угроз и грубости по телефону, не просто предупредить, что разговор записывается, а действительно его зафиксировать продемонстрировать наличие записи.
Нередко под видом коллекторов к должникам являются представители криминального мира – рассчитывать н х законопослушание не стоит. Они н будут читать ФЗ №230 и выполнять его требования. Как только покажется, что коллекторы не похожи на служащих лицензированного агентства, нужно сразу обращаться в прокуратуру или полицию. Работа без лицензии расценивается, как мошенничество, угрозы и оскорбления – как хулиганство. Можно подать в суд за нанесение физического или материального ущерба, причинение вреда здоровью или моральный урон. Но все это только в том случае, если коллекторы действительно нарушали закон.
0 Comments