Почему кинокартины и телесериалы о гангстерах или, в нашем случае, бандитах, всегда остаются такими популярными? Возможно, это связано с их бунтарством, духом свободы и протестом против всего, что им противостоит, которые излучают главные герои с экранов. Бандиты могут показаться владельцами жизни со своими деньгами, дорогими машинами, самыми роскошными женщинами и, самое главное, авторитетом и властью. Известные как «беспредельщики», они, тем не менее, придерживаются определенных принципов и идеалов.
Поэтому бандиты в кино часто кажутся джентльменами удачи, отвергнутыми обществом. Но на самом деле ли это так? Может ли богатство и харизма, могущество и маскировка справедливости оправдать и перекрыть преступления, совершаемые бандитами всех уровней, начиная от мелких преступников и заканчивая высшими авторитетами? Может ли их кодекс чести обосновать реки крови невинных жертв их преступлений и разборок?
В нашем подборе лучших сериалов о бандитах мы выбрали десять известных российских телепроектов, в которых создатели подошли к теме бандитизма и его борьбы в разные периоды истории нашей страны. Некоторые сериалы основаны на оригинальных сценариях, другие основаны на художественных произведениях, а третьи рассказывают реальные истории реальных бандитов и их лидеров. Присоединяйтесь к обсуждению и делитесь своими любимыми сериалами о бандитах.
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
Начнем сразу с отечественной классики — вольной экранизации романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Пятисерийный телевизионный фильм Станислава Говорухина с участием Владимира Высоцкого и Владимира Конкина в ролях следователей МУРа Глеба Жиглова и Володи Шарапова не стареет с годами и смотрится все так же увлекательно, «на нерве». Жиглову и Шарапову — этим двум абсолютно разным натурам с диаметрально противоположными взглядами на жизнь и профессию — придется ловить в послевоенной Москве банду, известную как «Черная кошка». Моральный выбор, стоящий перед героями, голодное время, пережить которое помогает только вера в светлое завтра, опасные подворотни и безжалостный и умный противник — все это есть в сериале, мастерски снятом и сыгранном.
Об актерском составе говорить нет смысла, можно просто перечислить имена актеров, создавших неповторимые образы — Армен Джигарханян, Александр Белявский, Сергей Юрский, Лариса Удовиченко, Леонид Куравлев, Виктор Павлов, Иван Бортник, Станислав Садальский и многие другие. Тревожная и вкрадчивая музыка Евгения Геворгяна, реплики персонажей, разошедшиеся на цитаты, напряженная атмосфера и редкие, но невероятно мощные мелодраматические сцены заставляют раз за разом пересматривать этот знаменитый советский сериал.
«Рожденная революцией» (1974-1977)
Еще один известный советский сериал, который собирал у экранов всю страну. Его действие разворачивается в северной столице и прослеживает жизнь и службу в петроградской милиции Николая Кондратьева (Евгений Жариков), простого псковского парня. Десятисерийный детективный триллер основан на романе «Повесть об уголовном розыске» и охватывает события с 1917 по 1970 годы, показанные от лица Кондратьева. Каждая серия посвящена отдельному делу, в том числе, и борьбе с бандитизмом и в постреволюционные годы и в послевоенные. Эпизоды «Трудная осень», «Нападение», «В огне», «Мы поможем тебе» как раз о том, так сотрудники молодой советской милиции, не жалея жизни, нейтрализуют банды.
Некоторые истории основаны на реальных событиях и личностях. Так, в основу сюжета серии «В огне» легла история бывшего сотрудника органов Леньки Пантелеева, чья банда терроризировала Петроград в начале 30-х годов. Сериал, хоть и кажется сейчас идеологизированным, подкупает своим посылом — народная милиция защитит свой народ! Отдельного упоминания заслуживает спутница Кондратьева — Маша, роль которой исполнила Наталья Гвоздикова. Молодые актеры, сыгравшие одну из красивейших и романтичных пар на экране, в итоге поженились.
«Бригада» (2002)
Лихие 90-е нашли отражение в ставшем культовым сериале «Бригада», прославившем исполнителей главных ролей — Сергея Безрукова, Екатерину Гусеву, Андрея Панина, Дмитрия Дюжева, Владимира Вдовиченкова и Павла Майкова. Создатели сериала позиционировали его как наш ответ «Крестному отцу» и «Однажды в Америке» — история о друзьях детства, волею судьбы ставших бандитами. Поклонники сериала называют его захватывающим, передающим атмосферу эпохи, заставляющим задуматься о важности выбора, воспевающим настоящую мужскую дружбу.
Их оппоненты ругают сериал Алексея Сидорова за романтизацию бандитов, что имеет под собой реальные основания — целое поколение молодежи восприняло «Бригаду» как пример для подражания. Кроме того, ставилось под сомнение мгновенное «перерождение» хороших мальчиков — спортсмена, отслужившего в армии пограничника, сына ученого — в хитрых и безжалостных преступников образца 90-х — наркоторговцев и рэкетиров, отжимающих и крышующих бизнес. «Бригада» — один из самых неоднозначных сериалов о бандитах, однако, один из самых известных.
«Бандитский Петербург: Барон» (2000)
«Бандитский Петербург», в основу которого лег цикл произведений писателя Андрея Константинова, часто упоминают в паре с «Бригадой» — то же постперестроечное время с бандитскими разборками и криминалом. За первым сезоном с подзаголовком «Барон» следуют еще шесть, те, в создании которых принимал участие Константинов. Образ главного героя, журналиста, пишущего под псевдонимом Андрей Серегин, роль которого исполнил Александр Домогаров, частично списан с самого Андрея Константинова. В «Бароне» Серегин, ставший невольным свидетелем громкого дела о краже предметов искусства, берет на себя поиски картины Рембрандта «Эгина».
Коррупция в органах власти, продажные чиновники, живущие «по кодексу» и без бандиты — правдоподобная иллюстрация реалий недавнего прошлого. Мастерски переданные режиссером Владимиром Бортко антураж и настроение тех лет, прекрасные яркие актерские работы Кирилла Лаврова, Льва Борисова, Андрея Толубеева, Армена Джигарханяна, Евгения Сидихина и многих других, а также саундтрек Игоря Корнелюка зацепили зрителя и положили начало следующим увлекательным историям, разворачивающимся на улицах бандитского Петербурга 1990-х.
«Жизнь и приключения Мишки Япончика» (2011)
«Никакой мокрухи!» — одно из непременных условий Мишки Япончика, идущего со своей бандой на дело, на «правое дело» — грабить богатых. История, разворачивающаяся в Одессе в период с 1917 по 1919 год, рассказывает о славном времени, когда городом правил харизматичный и широкой души бандит Мишка Япончик, закатывающий пиры для голытьбы и живущий по кодексу чести. Одной и основных изюминок сериала является еврейский колорит: культура, быт, язык, обычаи, юмор.
Стоит отметить, что прототипом главного героя, сыгранного Евгением Ткачуком, был реальный анархист и налетчик Мойше Винницкий по кличке Мишка Япончик. Вообще, большая удача сериала в том, что именно Евгений Ткачук с его магнетическим взглядом, колоритным и живым говором уверенного в себе авторитета сыграл этого знаменитого одесского Робина Гуда. В общем, получился шикарный вид!
«Крик совы» (2013)
Напряженная детективная драма разворачивается в конце 1950-х в городке Остров Псковской области. Капитан КГБ Иван Митин (Сергей Пускепалис) прибывает в Остров для расследования бандитского нападения на капитана местной милиции, который, находясь в бреду, начинает бегло говорить по-немецки. Находившийся под вражеской оккупацией в годы Великой Отечественной войны город полон тайн, его жители хранят секреты, а в окрестных лесах орудует банда Ворона. Ивану Митину и неохотно сотрудничающему с ним майору милиции Андрею Балахину (Андрей Мерзликин) предстоит распутать клубок и понять, кто свой, кто чужой, и кто этот таинственный Платон, держащий весь город в страхе.
Сериал выделяет не только лихо закрученный сюжет, в котором на каждого участника в свой час падает подозрение, но и манера съемки с необычных ракурсов. Блистательно сыгранные бандиты Игорем Савочкиным, Сергеем Юшкевичем, Евгенией Дмитриевой и Анатолием Васильевым напоминают, какими опасными были эти послевоенные годы. Каждый из бандитов — личность со своими интересами, принципами, повадками, и за небольшой хронометраж они успевают раскрыться и запомниться.
«Ликвидация» (2007)
Знаменитый детектив о борьбе с бандитизмом в послевоенные годы Сергея Урсуляка снят по мотивам дневника заместителя начальника Одесского уголовного розыска Давида Курлянда, послужившего прототипом героя Владимира Машкова Давида Гоцмана. Итак, город находится во власти бандитов — бывших диверсантов, которыми управляет некто Академик. Личность его неизвестна, но есть все основания считать его кем-то из «своих», из органов. Для наведения порядка в Одессу прибывает Георгий Жуков, который со свойственной ему бескомпромиссностью приступает к ликвидации преступного элемента без суда и следствия.
Сериал по праву считается одним из лучших отечественных военных детективов, и если закрыть глаза на некоторые спорные моменты, то можно смело восхищаться многими аспектами: антуражем Одессы конца 1940-х годов с ее трущобами и бережно воссозданными интерьерами обшарпанных квартир; работой костюмеров-декораторов, благодаря которым персонажи выглядят невероятно аутентично; отличным кастингом и полным погружением всех без исключения в свои роли; техническим и операторским мастерством, включающим в себя съемку на черно-белую пленку. «Ликвидация» понравится своей детективной историей с неожиданными сюжетными поворотами, атмосферой и спецификой тех лет, выпуклыми персонажами в исполнении талантливых актеров, включая Сергея Маковецкого, Михаила Пореченкова, Владимира Меньшова, Светлану Крючкову и многих других.
«Черные волки» (2011)
Сергей Безруков решил «переодеться» после «Бригады», и теперь его Павел Хромов, бывший сотрудник УГРО Ярославля возвращается в родной город после восьми лет тюрьмы по ложному обвинению. 1956 год, город терроризирует банда «Черные волки», оставляющая на месте преступления отрезанную голову волка, и для Хромова теперь дело чести покончить с ней — особенно теперь, когда от рук бандитов умерла его сестра, а вслед за ней и мать.
В восьмисерийном детективном триллере Дмитрия Константинова по оригинальному сценарию, который опирается на реальную историю о несуществующей воинской части под командованием липового полковника Павленко, грамотно выстроены сюжетные линии, в которые умело вплетены известные исторические факты, драматические моменты дополняются зарисовками из жизни простых людей, изображенная эпоха не вызывает вопросов — перед нами предстает послевоенный город с дорогами, автомобилями, домами и людьми конца 50-х. Что касается декораций, съемки проводились в настоящих квартирах, домах и бараках за неимением средств. Павел Хромов вершит свое собственное правосудие, не сильно опираясь на закон, поскольку с волками жить, по волчьи выть. Нельзя не упомянуть прекрасные работы Анатолия Кота и Александра Коршунова, а также актеров эпизодических ролей.
«Шакал» (2016)
Четвертая в серии детективов о майоре милиции Иване Черкасове (Андрей Смоляков) часть «Шакал» представляет собой микс из нескольких уголовных дел реальных бандитских группировок, орудовавших в Москве в 1970-е. Жестокие и наглые преступники, сбившиеся в банду, оказались в ней по разным причинам и с разными целями, но они одинаково беспощадны к своим жертвам, которых расстреливают, не жалея пуль. Бандиты облачены в милицейскую форму и разъезжают на милицейском автомобиле, и главный Шакал, который стоит за всем преступлениями, наверняка из органов.
В «Шакале» поклонников серии ждет уже ставшая привычной нуарно-советская атмосфера, тонкие психологичные отношения между героями, яркая и насыщенная деталями детективная линия, подсовывающая ключи, но сохраняющая интригу до самого конца. Каждый персонаж переживает собственную драму, и хорошая игра актеров — Марины Александровой, Екатерины Климовой, Александры Бортич, Вадима Андреева, Алексея Бардукова, Павла Чинарева, Андрея Феськова — держит в напряжении. «Шакал», безусловно, одна из самых кровавых и динамичных частей, в ней страх ненадуманный, его буквально ощущаешь, глядя на экран.
«Охота на Изюбря» (2005)
События в сериале по одноименному роману Юлии Латыниной разворачиваются в начале 90-х, известных бандитскими разборками, сменой власти, переделом собственности на фоне разваливающейся экономики когда-то великой страны. Градообразующий металлургический комбинат в сибирском Ахтарске, которым в команде с единомышленниками руководит успешный бизнесмен Владислав Извольский (Александр Балуев), — лакомый кусочек для московских банкиров, намеревающихся его отжать по классической бандитской схеме. Сибиряки против, начинается замес. Сериал интересен, в первую очередь, с исторической точки зрения, которая показана довольно реалистично.
Снятая Абаем Карпыковым по адаптированному сценарию Зои Кудря олигархическая сага вместила себя многоходовые финансовые комбинации, алчность, криминальные и политические разборки, перестрелки, погони, похищения, а заодно и преданную дружбу, любовь, верность. Полностью погружая зрителя в атмосферу 90-х, когда одни купались в роскоши, а другие еле-еле сводили концы с концами, создатели не акцентировали внимание на откровенно кровавых сценах, а сосредоточились на прогнившей изнанке политической и деловой жизни страны, на фоне которой процветали криминал, беззаконие и коррупция. Блестящие образы создали актеры нескольких поколений отечественного кино, и что ни имя — звезда: Михаил Ульянов, Ада Роговцева, Екатерина Гусева, Алексей Гуськов, Александр Лыков, Гоша Куценко, Дмитрий Нагиев, Роман Мадянов, Сергей Астахов, Марат Башаров, Игорь Лифанов и многие другие.
0 Comments