Фильм «Тигровая бухта» (Tiger bay, 1959), созданный в 1959 году, предназначен, как может показаться на первый взгляд, для семейной аудитории. История маленькой девочки, помогающей несчастному моряку, ставшему, по воле рока, убийцей своей возлюбленной – выглядит как занимательная городская легенда, что-то вроде современной сказки о Красной шапочке.
Таких историй, в кинематографе, мы можем найти немало, и до, и после «Тигровой бухты», однако, именно этот фильм получил множество престижных наград, в свое время, да и сейчас, через пятьдесят лет после выхода картины на экраны, она смотрится с искренним интересом. С аудиторией, тоже, не все так просто, как нам казалось вначале.
В чем секрет фильма? Может, виной, счастливое совпадение талантов и характеров на съемочной площадке? Ну что же, режиссер Дж. Ли Томпсон, (снявший, между прочим, в 1962 году американский вариант «Тараса Бульбы», с Юлом Бриннером в заглавной роли) – действительно входит в сотню лучших режиссеров Голливуда. В роли девочки выступила очаровательная Хейли Милз, это был ее дебют, а затем — пошло победное шествие по экранам в самых различных ролях.
Для Хорста Буххольца, роль моряка, насколько я могу судить, тоже была дебютом, первая роль замечательного немецкого актера в зарубежном фильме, потом были и «Великолепная семерка», и множество других лент. Его талант не нуждается в дополнительных рекомендациях.
Но, как мы знаем, замечательный актерский состав и громкое имя режиссера, сами по себе, часто оказываются не в силах сделать фильм популярным. Так может быть, дело еще и в музыке? О, да, композитор Лори Джонсон, написал отличную музыку к фильму но, опять же, все это, вместе взятое, не объясняет той притягательной силы, которой обладает картина. Думаю, пора прекращать умничать, конечно же — во всем виноват сюжет.
Извечная история о девочке, которая, сама того не осознавая, влюбляется во взрослого мужчину, и идет на жертвы, ради этой любви – вот что притягивает зрителя, заставляет нас волноваться и симпатизировать героям.
Девочки влюбляются, хотят этого их родители, или нет, влюбляются ежедневно, ежечасно, по всей планете, влюбляются в учителей, киногероев, знаменитых преступников, певцов и актеров.
Что толкает их на это, почему они частенько предпочитают влюбляться в странных незнакомцев, много старше себя, вместо того чтобы флиртовать со сверстниками – эти вопросы не ко мне, я всего лишь пишу рецензии на фильмы, а не изучаю психологию девочек-подростков.
Героиня Хейли Милз живет в рабочем квартале портового Кардиффа, ходит по его унылым улочкам, поет в церковном хоре и дерется с соседскими мальчишками. Будущее предопределено, оно ежедневно маячит перед глазами девочки в образе тети, которая ее воспитывает, и мне кажется, в некоторых случаях лучше вообще ничего не знать о будущем, чем знать, что тебя ждет такое.
А за домами плещется океан, его видно практически с любого места в городе, и в порту, каждый день, швартуются суда из разных экзотических стран, и кажется, большой и прекрасный мир – вот он, совсем рядом! Но наша героиня, несмотря на юный возраст, отлично понимает, нет, скорее чувствует — ей не суждено перешагнуть эту невидимую границу, не суждено вырваться из предопределенного круга судьбы.
И вот, в скучный пыльный мирок, окружающий девочку, врывается дыхание свежего ветра, в образе молодого иностранного моряка. Он красив и романтичен, ну кто же сможет устоять перед его обаянием? Да, он преступник, но преступление совершено им ради любви, и, потом, он же раскаивается и плачет, кляня обстоятельства, приведшие к трагедии. Да, он обманывает ее, но это ложь во спасение, к тому же, она удивительным образом укладывается в вечную историю человеческих отношений: девочки влюбляются в мальчиков, а мальчики их обманывают, и так повелось, и так будет всегда. Главное – она может помочь ему, и, таким образом, возможно, изменить собственную судьбу!
Нет, я не собираюсь пересказывать здесь сюжет фильма, лучше будет, если вы посмотрите его сами, скажу лишь, что, несмотря на отсутствие в картине эротической составляющей, посвященному зрителю ясно – это рассказ о Лолите, в его практически идеальном, классическом варианте. А режиссер Дж. Ли Томпсон, получает свое почетное место в очереди у той двери Ада, где написано — «Любовь к маленьким девочкам».
0 Comments